Телефон +7 926 136-56-83

Как использовать предвещание

[ПЕРЕВОД]

Предвещание — необходимая часть любого хорошо продуманного сюжета. Но многим авторам не удается использовать этот прием, даже несмотря на то, что он довольно важен и распространен в литературе.

 

Рассмотрим подробнее, что такое предвещание.

 

Предвещание — это прием, который готовит читателей к дальнейшим событиям в повествовании.

 

На первый взгляд такой подход со стороны автора может показаться контрпродуктивным. Зачем давать читателям знать о будущих событиях? Если они узнают, как заканчивается книга, то у них попросту не будет причин ее читать.

 

Справедливо. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Смысл предвещания заключается в том, чтобы подготовить читателей к дальнейшим событиям. Не рассказать им о будущем, а именно подготовить к нему.

 

Предвещание полезно и тем, что оно помогает создавать логичные и правдоподобные сюжеты. Когда читатели понимают, что дальше в книге может произойти убийство или трагическая смерть, они не будут неприятно шокированы, если, например, напарник главного героя вдруг погибнет. Если же вам не удалось правильно подвести читателей к этому печальному событию, то вы лишь вызовете у них раздражение — от нескладно выстроенного сюжета. Читатели будут думать, что вы подсунули им совсем не ту историю, на которую они рассчитывали. Они могут решить, что вы их водили за нос только ради того, чтобы в итоге шокировать.

 

Читатели не любят жульничество и обман. Поэтому предвещание — очень важная часть сюжета.

 

Предвещание, часть 1. Завязка

Предвещание как прием можно разделить на две части. Первая часть называется завязкой. Создавая завязку, вы намекаете читателям, что далее  в книге произойдет нечто важное или неожиданное. Если ваш злодей собирается похитить у героя сына, то завязкой может послужить момент, когда герой замечает странного мужчину, слоняющегося возле детской площадки. Если героиню должен бросить у алтаря ее возлюбленный, то завязкой может стать безразличие жениха к свадебным приготовлениям.

В зависимости от события, которое вы собираетесь таким образом предвестить, намеки могут быть явными или тонкими. Практически всегда лучше использовать тонкие намеки, так как нужно соблюдать осторожность и не выдавать читателям сюжетные ходы. Однако в то же время намеки должны быть достаточно понятными, чтобы читатели смогли вспомнить их позже.

Зачастую, чем раньше вам удастся предвестить событие, тем сильнее и целостнее будет произведенный эффект. Чем крупнее событие, тем важнее заранее его предвестить. Писатель и редактор Джефф Герке (Jeff Gerke) говорит об этом в книге «Первые пятьдесят страниц» (The First 50 Pages):

«Иначе говоря, вы должны сразу обозначить правила игры. Если в кульминации книги герои путешествуют в машине времени, то уже из первых пятидесяти страниц читателям бы лучше узнать, что путешествия во времени возможны в мире вашей книги».

Предвещание, часть 2. Развязка

Как только завязка создана, вам остается вписать в повествование развязку. Если вы намекали на предстоящие похищения, обманы или путешествия во времени, то в развязке нужно позволить этим важным сценам развернуться во всей красе.

Если выше все завязки были прописаны правильно, то вам не понадобится повторять эти намеки еще раз. В этом случае эффект будет даже сильнее, ведь вы позволите читателю самому сложить кусочки мозаики.

Часто, однако, для не самых важных событий завязки могут не быть  достаточно яркими и запоминающимися. В таких случаях полезно напоминать читателям о них. Например: «Джорж, ты подлец! Теперь я понимаю, почему тебе было все равно, в платьях какого цвета будут подружки невесты: алого или малинового». Самое важное — помнить о том, что развязка всегда должна быть. Если вы делаете намеки в повествовании, то не забывайте доводить их до конца и воплощать задуманное. Сюжетный поворот без предвещания поставит читателей в тупик. Но точно так же читателей будет раздражать и предвещание, которое поначалу заставит их волноваться, но никуда в итоге не приведет.

Предвещание vs телеграфирование

Секрет хорошего предвещания — подготовить подсознание читателей к предстоящим событиям, но не дать им догадаться обо всей подноготной сюжетного поворота. Не стоит делать подсказки очевидными, нужно держать читателей все время в напряжении. В октябрьском номере «Дайджеста для авторов» (Writer’s Digest) за 2012 год в статье «Создание обычной угрозы: пять способов»(“Making the Ordinary Menacing: 5 Ways”) Хэлли Эфрон (Hallie Ephron) называет такие очевидные подсказки «телеграфированием»:

«Когда вы создадите намек, посмотрите на него критическим взглядом. Если читатель сначала не придаст ему значения, но вспомнит о нем позже с возгласом “Ага!”, то это предвещание. Если же читатель, увидев ваш намек, лишь тяжело вздохнет, сразу догадавшись о будущих событиях, то это означает, что вы именно телеграфируете».

Как бы хитро вы ни планировали завернуть сюжет, всегда найдутся  сообразительные читатели, которые наверняка смогут растолковать любые ваши намеки. Но если вам удастся одурачить большинство читателей, то задачу можно будет считать выполненной.

Предвещание и предчувствие

Предчувствием назовем такой прием, когда читателя пронизывает ощущение, что скоро произойдет нечто ужасное. Предчувствие может оказаться полезным аспектом предвещания. Само по себе предчувствие не настолько конкретный прием, как предвещание. Для предвещания автор придумывает конкретные завязки, а для предчувствия — нагнетает неспокойную, тревожную атмосферу. Джордан Е. Розенфельд (Jordan E. Rosenfeld) описывает этот прием  в книге «Как создавать сцены» (Make a Scene):

«Предвещание... намекает на реальные события сюжета, а предчувствие создает исключительно настроение. Оно повышает чувство напряжения в сцене, при этом не требуя, чтобы обязательно случались нечто плохое».

Используя прием предчувствия, можно хорошо пощекотать нервы читателю, не давая ему явных подсказок о развитии сюжета. Но когда приходит время предвещать важное событие, всегда на фоне приема  предчувствия используйте и конкретные намеки.

Некоторые авторы так хорошо владеют приемом предвещания, что создают завязки и развязки интуитивно, не догадываясь о том, как именно они это делают. Но одной интуиции мало. Чем лучше вы понимаете все составляющие этого приема, тем лучше вы вооружены. Используя вышеизложенный подход к созданию предвещаний, вы сможете усилить ваш сюжет и впечатления читателей от него.