Телефон +7 926 136-56-83

Почему стремление избежать слова “сказал” является ошибкой.

[ПЕРЕВОД]

Стремление избежать слова “сказал” при написании диалогов является частой ошибкой.

 

Как же так, разве авторы не злоупотребляют этим вездесущим словом? 

На самом деле нет. Именно попытки избежать слова «сказал» могут привести к проблемам в диалогах.

 

Если вы возьмете рукопись и составите список повторяющихся в ней слов, то наверняка увидите, что слово “сказал” встречается там чаще остальных. Некоторые авторы могут посчитать это тревожным знаком. Они будут думать, что подобная частота повторений  —  признак злоупотребления словом. Авторы будут бояться, что читатели заметят повторы, и слово “сказал” постоянно будет их раздражать.

 

Вполне возможно, что вы тоже в результате начнете беспокоиться и заменять слово “сказал” красочными альтернативами. В конце концов,  авторам часто советуют выходить за рамки повседневных глаголов вроде “подошел” и использовать яркие альтернативы, такие как  “побрел”, “поплелся” и “шествовал”.  Но нужно ли делать то же самое со словом “сказал”?

 

Хороший вопрос. Давайте посмотрим.

 

Как испортить диалог избегая слова «сказал»

 

Если вы  будете заменять слова  “сказал” другими синонимами, то столкнетесь с двумя проблемами.

 

Проблема №1: Альтернативные варианты обычно привлекают больше внимания, чем незаметное глазу слово “сказал”. Читатели будут отвлекаться от самой реплики.

 

Проблема №2: В отличие от красочных глаголов, задача которых “показать” читателю действие, яркие слова автора в диалоге фактически создают обратный эффект. Вспомните известное наставление: «показывай, а не рассказывай». Так вот — диалог, вероятно, является единственной настоящей формой “показывания” в литературе. Слова в репликах персонажей должны интерпретироваться и без ремарок автора. Но альтернативы слову “сказал”  служат именно как ремарки. Они рассказывают читателям, как нужно  читать диалог. Во многих (но, определенно, не во всех) случаях от этого даже отличные реплики теряют яркость и непосредственность.

 

Посмотрите сами:

 

Пока Шелли вела машину домой, ее дети орали на заднем сиденье.
— Я хочу мороженное! —  вопил Майкл.
— Я тоже! —  ныла Кассандра.
— Нет, —  скрипнула зубами Шелли. —  Мы едем домой.
— Но почему? —  стенал Майкл.
— Почему? —  вторила ему Кассандра.
Телефон Шелли зазвонил.
— Алло, —  ответила она.
— Ты опоздала! —  закричал на нее шеф.
— Но,  —  ахнула она, —  я же сегодня не должна была приходить на работу!

 

Как видите, даже разнообразные слова автора довольно быстро начинают приедаться  (и делать диалог странноватым).

 

Возможно ли злоупотребить словом “сказал” в диалоге?

 

Теперь мы понимаем, что злоупотреблять красочными глаголами в диалогах плохо. Но это приводит нас обратно к вопросу: возможно ли злоупотребить словом “сказал” в диалоге?

 

Краткий ответ: конечно да.

 

Например, если мы заменим все разнообразные авторские слова из первого примера на слова “сказал”, то проблем не станет меньше:

 

Пока Шелли вела машину домой, ее дети орали на заднем сиденье.

— Я хочу мороженое! —  сказал Майкл.

— Я тоже! —  сказала Кассандра.

— Нет, —  сказала Шелли. —  Мы едем домой.

— Но почему? —  сказал Майкл.

— Почему? —  сказала Кассандра.

Телефон Шелли зазвонил.

— Алло, —  сказала она.

— Ты опоздала! —  сказал ей шеф.

— Но, —  сказала она, —  Я же сегодня не должна была приходить на работу!

 

Если честно, все-таки этот диалог выглядит лучше, чем диалог в первом примере, даже несмотря на очевидные повторения. Здесь, по крайней мере, вы не будете вываливать на читателя свой словарь синонимов.

 

Что же тогда является идеальным решением?

 

Как придать обтекаемость диалогу, используя слово “сказал”

 

Как всегда, искомый ответ находится прямо посередине. Вам следует понимать две вещи о слове «сказал»:

 

Первое: При мудром ограничении слово  “сказал” является практически невидимым. Поэтому, когда ритм повествования этому способствует, вы можете добавлять слово “сказал” даже после каждой реплики — и читатели этого не заметят. В отличие от местоимений типа “он”, “она”, или имен персонажей, слово “сказал”, по сути,  является фоновым. Стоит вам всего 4 раза в книге использовать слово “скабрезный”, и читатели заметят повторение. Но слово  “сказал” вы можете использовать снова и снова так, что никто не обратит внимания.

 

Второе: Тот факт, что вы можете щедро разбрасываться словом “сказал”, совсем не означает, что вам следует так поступать. Есть и другие методы описания диалогов.

 

Первый способ  —  вы просто используете минималистичный подход и вообще не вставляете слов автора после реплик. Помните — вы хотите, чтобы ваш диалог был самостоятельным. Есть только три случая, когда необходимо использовать слова автора:

  1.  Когда нужно обозначить говорящего (Кто сказал?).
  2.  Когда необходимо показать тон (Как это сказал?).
  3.  Когда этого требует ритм повествования.

 

Но даже в этих случаях следует задуматься о варианте вставить после реплики действие.  Этот прием позволяет указать связанное с репликой действие,  выполняемое персонажем. Так как в описании действия упоминается сам персонаж, то отпадает необходимость напоминать о нем читателю. Более того, действие добавит  в диалог контекст, что поможет читателям представить тон произносимой речи.

 

Лучшим решением будет оптимальное сочетание описаний действий  и слов “сказал”, которые разбавлены очень редкими включениями альтернативных вариантов.

 

Например:

 

Пока Шелли вела машину домой, ее дети орали на заднем сиденье.

Майкл пнул спинку ее кресла.

— Я хочу мороженое!

— Я тоже! — сказала Кассандра со своего сиденья.

— Нет, —  Шелли стиснула руль. —  Мы едем домой.

— Но почему? —  сказал Майкл.

— Почему? —  вторила Кассандра.

Зазвонил телефон Шелли.

Ее сердце сжалось. Звонок явно не предвещал ничего хорошего. Она просто знала это.

— Алло.

— Ты опоздала! —  голос шефа звучал не радостнее,  чем голос жирафа с больным горлом. Помимо всего прочего, обвинение было подобно удару под дых.

— Но... Я же сегодня не должна была приходить на работу!

 

Как и любой авторский прием, слово “сказал” стоит использовать аккуратно. Но не думайте, что вам следует избегать его. Это ваш верный работник. В самом деле, именно привычность и обыденность этого слова делают его таким полезным.