Телефон +7 926 136-56-83

Как второстепенные персонажи помогают определить тему произведения

[ПЕРЕВОД]

Что такое тема произведения? Это мораль? Это послание автора? Или это нечто свойственное сюжету в целом?

 


Надеюсь, отвечая на этот вопрос, вы выбираете последний вариант. Потенциально тема включает в себя и мораль, и послание, но ни то ни другое не должно являться ее назначением (иначе — будьте осторожны! — ваше произведение, возможно, превращается в мыльную оперу). Ни мораль, ни послание автора не должны быть источником сюжета.


Откуда возникает тема.


Тема произведения неразрывно связана с эволюцией главного персонажа. Возьмите героя таким, каков он в конце повествования, и сравните его с тем, кем он был в начале. Разница будет являться темой произведения. Когда эгоистичный скряга Эбенезер Скрудж становится Скруджем — другом и гуманистом, в произведении Диккенса возникает тема «ценность человечности выше ценности денег».


Хотя история, которую рассказывает автор, может содержать разные темы, интересные с точки зрения морали и эмоций, центральной остается та, которую раскрывает для себя протагонист. Достаточно просто, не правда ли?


Как второстепенные персонажи определяют тему.


Протагонист посреди пустыни может вполне достойно раскрывать тему и в одиночку. Однако, если сюжет позволяет добавить в повествование несколько ключевых персонажей, то имеет смысл этим воспользоваться. Используйте этих персонажей, чтобы выстраивать внутри произведения более глубокую и резонирующую тему.

 

Как этого добиться? Давайте рассмотрим несколько тактик.


Акцентируйте внимание на том, как по-разному второстепенные персонажи подходят к теме.


Допустим, приключения протагониста должны научить его тому, что настоящее уважение зарабатывается поступками, а не происхождением и богатством. В этом случае тему в целом можно обозначить как «уважение».


Конечно, уважение — понятие широкое, и можно исследовать различные аспекты уважения и неуважения: самоуважение, уважение по отношению к начальникам, подчиненным и так далее.


Главный герой будет сосредоточен на каком-то конкретном, актуальном для него аспекте уважения. Второстепенные персонажи, в свою очередь, тоже могут иметь дело с проблемой уважения — каждый по-своему. Например, кто-то, возможно, будет переживать внутренний конфликт, связанный с необходимостью уважать неоднозначного представителя власти. Другой, возможно, будет бороться с собственными демонами вины, чтобы сохранить последние крупицы самоуважения. А третий, возможно, решит, что уважение — это иллюзия и поэтому оно может быть заработано обманом.


Заставляя каждого персонажа подойти к теме с актуальной для него стороны, вы получаете в распоряжение дополнительный ценный материал для раскрытия основной темы с разных сторон.


Показывайте главного героя на фоне его напарника.


Напарник — это персонаж, который практически полностью поддерживает протагониста. Он сопровождает его в приключениях и воодушевляет героя по пути к целям. У главного героя может быть как один напарник, так и несколько.


Главный герой и напарник должны иметь ключевые отличия. Именно благодаря такому контрасту тема и выделяется. Отличия могут быть как в пользу одного, так и в пользу другого. Так, если протагонист верит, что только богатые достойны уважения, то напарник может верить в то, что главное — это поступки людей независимо от их благосостояния. Если же, напротив, протагонист верит в то, что уважение нужно заслужить, то напарник может быть из тех, кто верит что заставлять себя уважать обманом — нормально.


Контраст между убеждениями двух союзников поставит тему в центр внимания.


Сопоставляйте антагониста и протагониста.


Когда вы думаете об антагонисте, вы, вероятно, обращаете внимание на то, чем он отличается от главного героя. Но самые важные, ключевые точки повествования возникают благодаря тому, что антагонист и протагонист на самом деле не так уж и отличаются.


В книге «Как написать сценарий-бестселлер» (Writing Screenplays That Sell) сценарист Майкл Хейг (Micheal Hauge) объясняет:

«Тема возникает, когда схожесть героя с врагом и его отличия от напарника-отражения начинают раскрываться… Антагонисту совсем необязательно иметь те же плохие качества, которые есть и у героя, и которые тот должен преодолеть. Герой и злодей могут быть схожи в проявлениях как плохих, так и хороших качеств. Эта схожесть может быть раскрыта в начале, в конце или в где-либо в середине книги — неважно. Единственное условие — найти схожесть».

Например, оба — и протагонист, и антагонист — могут быть в прошлом бедными детьми, пережившими боль от общественного презрения. В результате оба верят, что быть богатым само по себе значит заслуживать уважение. Эта точка соприкосновения между ними создает много возможностей для развития темы. В итоге и стремления самого героя, и внешняя среда, порой полная предостережений и предвещаний, будут изобиловать тематическим подтекстом.
Когда вы используете персонажа для иллюстрации темы, вы позволяете теме не только раскрыться широко и полностью, но и даете ей развиваться внутри произведения естественным образом — вместо того, чтобы открыто заявлять о теме и пытаться вбить ее в голову читателя.